Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

[pic]

от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Раздел I. Общие положения

Глава 2. Административное правонарушение и административная

ответственность

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на

которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут

ответственность за административные правонарушения в соответствии с

дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов

уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и

таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения

в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок

прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о

выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной

безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей

природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы

Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через

Государственную границу Российской Федерации, а также за административные

правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных

требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или

должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном

правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных

уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на

общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены

административные наказания в виде административного ареста, а к

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде

административного штрафа.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.

[pic]

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ настоящий Кодекс признан

утратившим силу с 1 июля 2002 г. Раздел II

Административное правонарушение и административная ответственность

I. Общая часть

Глава 2

Административное правонарушение и административная ответственность

Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых

распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение

административных правонарушений

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица

рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут

ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным

уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской

Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через

Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения,

правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за

контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих

основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы

и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение

права управления транспортными средствами.

Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на

которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных

положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за

совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность,

а в остальных случаях - административную ответственность на общих

основаниях.

В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы

(должностные лица), которым предоставлено право налагать административные

взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о

правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении

виновных к дисциплинарной ответственности.

Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской

авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в

соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение

ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных

правонарушений:

- работники железнодорожного транспорта - нарушений,

предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи

103, статьями 104, 104.1 и частью первой статьи 126 настоящего

Кодекса;

- работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных

статьями 104.1, 109, 109.1, 110 и частью второй статьи 126

настоящего Кодекса;

- работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных

статьями 104.1, 110 - 111.3 и частью второй статьи 126 настоящего

Кодекса;

- работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных

статьями 105 - 108 настоящего Кодекса.

|ЖУРНАЛ "ВОЕННОЕ ПРАВО" |

|А.Г. Тищенко, |

|офицер юридической службы ВС РФ |

|ПРИНЯТ НОВЫЙ КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. |

| |

|Руководством страны в 2002 г. запланированы самые значительные изменения статуса |

|военнослужащих за последнее время. Одно из них связано с введением в действие с 1 |

|июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее|

|– КоАП). Административной ответственности военнослужащих посвящена ст. 2.5 КоАП. |

|Текст статьи достаточно труден для восприятия и дальнейшего ее рассмотрения. Поэтому|

|для удобства работы с этой статьей покажем ее содержание в упрощенном виде, а именно|

|те положения ст. 2.5 КоАП, которые касаются военнослужащих. |

|Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за |

|административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. |

|Военнослужащие несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами: |

|за нарушение законодательства о выборах и референдумах; |

|за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия |

|населения; |

|за нарушения правил дорожного движения; |

|за нарушения требований пожарной безопасности вне места службы; |

|за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды; |

|за нарушения таможенных правил; |

|за нарушения правил режима Государственной границы Российской Федерации; |

|за нарушения пограничного режима; |

|за нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской |

|Федерации; |

|за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов; |

|за невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего |

|дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об |

|административном правонарушении. |

|К военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде |

|административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, |

|также в виде административного штрафа. |

|Как мы видим, ст. 2.5 КоАП условно состоит из трех частей: |

|первая устанавливает общий принцип административной ответственности военнослужащих –|

|военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в |

|соответствии с дисциплинарными уставами; |

|вторая часть перечисляет виды административных правонарушений, за совершение которых|

|военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях; |

|третья, закрепляет правило, согласно которому ко всем категориям военнослужащих не |

|может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к|

|военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, – |

|административного штрафа. |

|В связи с вышесказанным нелишним будет вспомнить те положения законодательства |

|Российской Федерации об административной ответственности, которые действуют сейчас и|

|которые утратят силу с 1 июля 2002 г. (см. Федеральный закон «О введении в действие |

|Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001|

|г.). В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от |

|27 мая 1998 г. военнослужащие несут административную ответственность на общих |

|основаниях за нарушение: |

|правил дорожного движения; |

|правил охоты; |

|правил рыболовства и охраны рыбных запасов; |

|таможенных правил. |

|При этом к военнослужащим не применяются административные взыскания в виде: штрафа; |

| |

|лишения права на управление транспортными средствами; |

|исправительных работ и административного ареста. |

|За остальные административные правонарушения военнослужащие несут ответственность в |

|порядке, определенном общевоинскими уставами (аналогичные положения об |

|административной ответственности военнослужащих за административные правонарушения |

|содержит ст.16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). |

|Сравнивая действующие нормы об административной ответственности военнослужащих и |

|вступающие в силу с 1 июля 2002 г., заметим, что в КоАП сохранен основной принцип |

|административной ответственности военнослужащих, в соответствии с которым |

|военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в |

|соответствии с дисциплинарными уставами. Это утверждение так же верно, как и то, что|

|правовые гарантии военнослужащих в области административных правоотношений в КоАП |

|существенно снижены. Если объем пока еще действующих административно-правовых |

|гарантий государства военнослужащим принять за 100%, то несложный расчет покажет – |

|со второй половины 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, |

|будет обеспечено 25% административно-правовых гарантий (в 4 раза меньше), |

|предоставлявшихся Российским государством ранее, а военнослужащим, проходящим |

|военную службу по призыву, – 50% (в 2 раза меньше). |

|Более того, с 1 июля 2002 г. объем административных правонарушений, за совершение |

|которых военнослужащие будут привлекаться к административной ответственности на |

|общих основаниях, увеличен на 275% (почти в 3 раза). |

|Раздел II особенной части КоАП включает в себя 17 глав, каждая их которых объединяет|

|соответствующие виды противоправных, виновных действий (бездействия), за совершение |

|которых в соответствии с п. 1 ст.2.1 КоАП установлена административная |

|ответственность, а именно : |

|Глава 5 . Административные правонарушения, посягающие на права граждан (в части, |

|касающейся законодательства о выборах и референдумах); |

|Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, |

|санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (в|

|части, касающейся области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия |

|населения); |

|Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности; |

|Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды|

|и природопользования (в части, касающейся законодательства об охране окружающей |

|природной среды); |

|Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и |

|энергетике; |

|Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и |

|мелиорации земель; |

|Глава 11. Административные правонарушения на транспорте; |

|Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (в части, |

|касающейся нарушения правил дорожного движения); |

|Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации; |

|Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской |

|деятельности; |

|Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, |

|рынка ценных бумаг (в части, касающейся законодательства в области налогов, сборов и|

|финансов); |

|Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (в полном |

|объеме); |

|Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной |

|власти (в части, касающейся невыполнения законных требований прокурора, следователя,|

|лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по|

|делу об административном правонарушении); |

|Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы |

|Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без|

|гражданства на территории Российской Федерации (в части, касающейся нарушения правил|

|режима Государственной границы Российской Федерации, режима в пунктах пропуска через|

|Государственную границу Российской Федерации и пограничного режима); |

|Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления; |

|Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и |

|общественную безопасность (в части, касающейся нарушения требований пожарной |

|безопасности вне места военной службы); |

|Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета. |

|Как видно из приведенного выше перечня, положения о привлечении военнослужащих, |

|совершивших административные правонарушения, к административной ответственности на |

|общих основаниях содержатся в 9 из 17 глав разд. II КоАП. Кроме гл. 16 (нарушение |

|таможенных правил), восемь упомянутых глав КоАП распространяют свое действие на |

|военнослужащих не в полном объеме, а в той или иной степени. В связи с этим |

|необходимо обратить внимание на то, что при определении порядка привлечения |

|военнослужащих, совершивших правонарушения, предусмотренные гл. 5, 6, 8, 12, 15, 17,|

|18 или 20 разд. II КоАП, к административной ответственности (в соответствии с |

|дисциплинарными уставами либо на общих основаниях), определяющим критерием будет |

|являться отдельный вид правонарушения, а не область или области законодательства, |

|указанные в названии перечисленных глав. |

|Таким образом, в установленных КоАП случаях совершения военнослужащими |

|административных правонарушений должностные лица (органы), которым предоставлено |

|право назначать административные наказания, будут вправе вместо передачи материалов |

|о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных|

|к дисциплинарной ответственности назначать административные наказания (за |

|исключением административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную |

|службу по контракту, и административного штрафа и административного ареста в |

|отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). |

|КоАП, как и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливает восемь |

|видов административных наказаний (в КоАП РСФСР административные наказания именуются |

|административными взысканиями). КоАП не содержит такого вида административного |

|взыскания, как исправительные работы, но вводит новое административное наказание – |

|дисквалификацию. |

|Итак, в соответствии со ст. 2.5 КоАП к военнослужащим, проходящим военную службу по |

|контракту, совершившим противоправное, виновное действие (бездействие), за которое |

|КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях|

|установлена административная ответственность, могут быть применены следующие виды |

|административных наказаний: |

|– предупреждение; |

|– административный штраф (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по |

|призыву); |

|– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного |

|правонарушения; |

|– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; |

|– лишение специального права, предоставленного физическому лицу; |

|– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного |

|гражданина или лица без гражданства; |

|– дисквалификация. |

|Справедливости ради необходимо заметить, что, кроме военнослужащих, ст. 2.5 КоАП |

|включает и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или|

|нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах |

|внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах |

|налоговой полиции и таможенных органах. Нет сомнения в том, что дискуссии |

|законодателей о новом порядке привлечения военнослужащих и иных лиц, на которых |

|распространяется действие дисциплинарных уставов, к административной |

|ответственности, были длительными, противоречивыми, всесторонними и |

|всеохватывающими. Но, несмотря на эти уважительные причины, нельзя не сказать о том,|

|что результат, т.е. текст и смысл ст. 2.5 КоАП, свидетельствуют либо о спешке |

|законодателей при его утверждении, либо о сильном желании привлекать военнослужащих |

|к административной ответственности на общих основаниях, которое, в свою очередь, |

|помешало им с надлежащим вниманием отнестись к тексту и смыслу ст. 2.5 КоАП. |

|Дело в том, что в соответствии с ней к военнослужащим может быть применен такой вид |

|административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской |

|Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Но военнослужащий |

|Российской Федерации изначально не может быть ни иностранным гражданином, ни лицом |

|без гражданства, так как в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О воинской|

|обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. военнослужащим является гражданин |

|Российской Федерации, проходящий военную службу. Как следствие этого положения п. 7 |

|ст. 3.2 КоАП не может быть применен к военнослужащим Российской Федерации. Почему же|

|в ст.2.5 КоАП говорится только о двух видах административных наказаний, которые не |

|могут быть применены к военнослужащим? |

|Бесспорно и то утверждение, что у КоАП есть много «плюсов», первый из которых |

|представляет собой сам факт его принятия. К сожалению, похоже на то, что остальные |

|возможные преимущества КоАП в сравнении с действующим в настоящее время |

|законодательством об административных правонарушениях к такой категории граждан |

|России, как военнослужащие, отношения не имеют. |

|Представляется, что чаще всего военнослужащие будут привлекаться к административной |

|ответственности согласно гл. 12 КоАП на общих основаниях за нарушение Правил |

|дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета |

|Министров Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с соответствующими |

|изменениями). Наиболее часто встречающимся административным наказанием за нарушение |

|правил дорожного движения по КоАП является административный штраф, размер которого |

|для физического лица не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ (см. ст. 3.5 |

|КоАП). Таким образом, военнослужащие, которым в соответствии с п. 7 ст. 10 |

|Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 2001 г. запрещено: |

|– заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, |

|научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению |

|обязанностей военной службы; |

|– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том|

|числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, |

|когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в |

|должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и |

|юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое |

|служебное положение; |

|– использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, |

|финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное |

|имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за |

|установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными |

|правовыми актами Российской Федерации; |

|– получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением |

|обязанностей военной службы; |

|– получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные |

|вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и |

|иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за |

|исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми |

|военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими |

|уставами; |

|– принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных |

|государств, международных и иностранных организаций; |

|– выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц,|

|за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с |

|международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по |

|договоренности органов государственной власти с соответствующими органами |

|государственной власти иностранных государств либо международными организациями, за |

|нарушение правил дорожного движения чаще всего будут наказаны рублем. |

|Необходимость платить штраф должна послужить дополнительным стимулом для |

|безукоризненного соблюдения военнослужащими правил дорожного движения. Предположим, |

|что военнослужащие с 1 июля 2002 г. перестанут нарушать правила дорожного движения. |

| |

|Гораздо труднее предположить то, что в этом случае военнослужащих не будут |

|привлекать к административной ответственности за нарушение тех же правил дорожного |

|движения. Объяснение этому противоречивому утверждению можно проследить на примере: |

|водители автомобилей, в том числе водители-военнослужащие, безусловно, знакомы с |

|правилами дорожного движения в том объеме, который позволил им получить право на |

|управление автомобилем в установленном порядке. Но при встрече с автоинспектором |

|ГИБДД эти знания не всегда позволят водителю-военнослужащему правильно определить |

|характер противоправности совершенного (или не совершенного вовсе) им нарушения |

|правил дорожного движения, степень и форму своей вины. За него это сделает |

|автоинспектор ГИБДД или иное уполномоченное на то должностное лицо (орган). |

|Таким образом, основным условием привлечения к административной ответственности |

|установленным КоАП порядком является компетентность должностного лица или органа, |

|уполномоченного применять административные наказания. |

|Безусловно, в такой же зависимости от компетентности должностного лица или органа, |

|уполномоченного применять административные наказания, находятся не только |

|военнослужащие, но и остальные категории граждан, что является олицетворением |

|принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед КоАП (см.|

|ст. 1.4 КоАП). Проблема заключается в том, что по действующему законодательству |

|объем прав военнослужащих на получение доходов, не связанных с выполнением |

|обязанностей военной службы, несравнимо меньше, чем у обычных категорий граждан. С |

|учетом гарантированного государством денежного довольствия военнослужащим это |

|означает, что КоАП изначально устанавливает отягчающую административную |

|ответственность для военнослужащих как в сравнении с действующим законодательством |

|об административной ответственности, так и в сравнении с административной |

|ответственностью, установленной КоАП для остальных категорий граждан. |

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011